ОТЧЕТ
о проведении круглого стола кафедры государственно-правовых дисциплин «Проблемы правового статуса беженцев: современные вызовы»
20 ноября 2019 г. 12-00 г.Астрахань
Вступительное слово - доц. Т.В.Перевезенцева
Массовое перемещение населения в результате войн, экономических неурядиц и стихийных бедствий началось не сегодня и завершится не завтра - процесс поиска людьми безопасных условий для жизни в последние годы в ряде регионов планеты не затихает в последние 10 лет.
Это побуждает правительства и международные организации искать ответы на серьезные вызовы, связанные с необходимостью размещения беженцев, их интеграции в местах нового проживания. Попутно приходится решать такие задачи, как безопасность мигрантов, что особенно наглядно проявилось в проведении операции по спасению терпящих бедствие в Средиземном море.
Опубликованные ООН и другими организациями доклады на эту тему свидетельствуют о том, что проблема мигрантов и беженцев не становится слабее и в отдельные периоды даже идет по нарастающей.
За последние годы возникли или вновь вспыхнули по крайней мере 15 конфликтов: восемь в Африке (в том числе в Ливии, на северо-востоке Нигерии, в Южном Судане, и в прошлом году - в Бурундии), три на Ближнем Востоке (Сирия, Ирак и Йемен), один в Европе (Украина), а также в некоторых районах Мьянмы и Пакистана.
Острые вопросы, связанные с данной проблемы обсуждали обучающиеся, сделав сообщения и подготовив презентации.
Выступили:
1. Занина Василиса - гр.21- «Понятие беженцы – к истории вопроса» ;
2. Григоршева Наталья- гр.22 – «Волна миграции в Европе и изменения в политике стран ЕС (на примере Италии)»;
3. Рогулина Кира – гр.22 – Франция и миграционный кризис ЕС;
4. Мтавришвили Георгий – гр.21 - «Негативное влияние беженцев на политическую обстановку в Швеции»;
5. Темралиева Камила - гр.22 – «Законодательство Швейцарии, регулирующее статус беженца»;
6. Иванникова Таисия – гр.22 – «Получение политического убежища и беженцы в Норвегии»;
7. Аншакова Екатерина – гр.22 – «Государственно-правовая политика Бельгии в отношении беженцев»;
8. Хусаинов Саид-Амаль - гр.21 – «Положение мигрантов в Сербии»;
9. Суханова Виктория - гр.22 –«Проблемы современных беженцев в Польше»;
10. Пасюкова Ксения - гр.21 - «Динамика расселения беженцев в Греции»;
11. Авраменко Александра - гр.21 -«Сирийские беженцы в Турции»;
12. Чемодурова Ксения- гр.22 – «Назревание внутренних конфликтов в Турции из-за наплыва беженцев»;
13. Мамедли Эльнура – гр.21 - «Проблемы положения беженцев в республике Иран»;
14. Кугаева Елизавета- гр.2 - «Проблемы положения беженцев из Абхазии »;
15. Байдашева Жанна - гр.22 – «Политика США в отношении беженцев».
В результате на заседании круглого стола прошло обсуждение острых вызовов современности, в частности - проблемы беженцев и мигрантов. Возросший процент мигрантов в течении последнего десятилетия существенно влияет на экономику стран, принимающих беженцев и мигрантов. Влияют эти процессы и на изменение демографической ситуации, происходит постепенная ассимиляция и как итог инфильтрация европейского населения. Государства вынуждены принимать поправки в законы о беженцах и переселенцах, а порой и проводить активную законодательную базу, способную с одной стороны защитить местное население европейских государств, с другой обезопасить свои государства от возможных негативных последствий активной миграции населения, в основном арабских и африканских государств. Все большее число беженцев, появление новых категорий вынужденных переселенцев, острота их ситуации настоятельно требуют привлечения статуса беженца в соответствии с существующими нормами международного права, и в будущем (при необходимости) - и пересмотра существующих правил.
Концепция защиты беженцев неотделима от концепции прав человека. Согласно Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Каждый человек имеет право не подвергаться пыткам, незаконной депортации. Всеобщая декларация также устанавливает право каждого человека на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах каждого государства, а также покидать страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13). В нем говорится, что каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и получать убежище (статья 14), и что каждый человек, где бы он ни был, имеет право на признание перед законом (статья 6). Конвенция ООН о статусе беженцев (1951) содержит фундаментальный принцип, что государства должны воздерживаться от отправки беженцев в страны, где они могут быть в опасности преследования.
Резко обострившаяся проблема беженцев стала вызовом для международного сообщества. С одной стороны, государства, принимающие беженцев, должны выполнять свои обязательства по обеспечению их защиты, создавать обстановку терпимости по отношению к представителям других народов. С другой – государства происхождения беженцев обязаны предотвращать обстоятельства, порождающие массовый уход их населения, а мировое сообщество должно помочь государствам в этом. Важно, в частности, определять глубинные причины этого явления и принимать соответствующие меры. Так, если главной причиной потоков беженцев является нищета, то одним из вариантов решений могло бы стать предоставление помощи в целях экономического развития или технической помощи. Если основными причинами массового ухода являются нарушения прав человека, то решение проблемы должно заключаться в постоянном наблюдении за соблюдением этих прав со стороны соответствующих органов ООН, изучении конкретной ситуации и подготовки рекомендаций. Превентивная дипломатия, соблюдения гуманитарного права, посредничество в переговорах враждующих сторон поможет в случае, если причинами потоков беженцев являются конфликты с применением насилия. Важно, чтобы мировое сообщество всегда было готово к действиям в чрезвычайных условиях. Для этого целесообразно создать систему раннего выявления ситуаций, которые могут породить крупные потоки беженцев.